Вышивание ручное

Вышивание ручное
Вышивание ручное 0

Для выши­вания необходимо иметь: нитки, ткань, игол­ки (короткие с широким ушком), ножницы, напёрсток, крючок и пяльцы. Толщина иглы зависит от материала, по которому вышива­ют, и толщины (номера) ниток. Длина нитки не должна превышать 50—60 см. При вы­шивании на пяльцах напёрсток не нужен. Ножницы должны быть маленькими (длиной 10 —12 см) с острыми концами. Тамбурный шов можно выполнять крючком. При работе можно пользоваться самыми различными нитками. Некоторые виды вышивок выпол­няют по канве.

Мелкие вещи обычно вышивают на круг­лых пяльцах. Ткань кладут на меньшее кольцо, сверху накладывают большее коль­цо и натягивают. Чтобы работа шла быстрее, необходимо научиться вкалывать и выво­дить иголку обеими руками. Некоторые швы выполняют без пялец: ткань равномерно натягивают на три пальца левой руки, при­держивая большим пальцем и мизинцем. Иголку, вкалывая в ткань, проталкивают средним пальцем правой руки.

Если размер рисунка не совпадает с вели­чиной изделия, то рисунок можно умень­шить или увеличить. На тёмные ткани рису­нок переводят через копировальную бумагу на кальку, а затем обводят контур цветным карандашом. На сукно, бархат и блестящие шёлковые ткани рисунок можно перевести так: папиросную бумагу с нанесённым на неё рисунком приметать к ткани и намёткой прошить все контуры рисунка, затем бумагу осторожно оборвать, на ткани останется кон­турный узор из ниток. На прозрачные свет­лые ткани рисунок переводят, положив ри­сунок, покрытый тканью, на стекло, под стекло ставят лампу и просвечивающие кон­туры рисунка обводят карандашом прямо на ткани. Если рисунок переводят с готового изделия, то на вышивку надо наложить белую бумагу, на неё — копировальную бума­гу и потереть по ней; на белой бумаге получится отпечаток рисунка, который сле­дует обвести простым (не химическим) ка­рандашом.

При вышивании никогда не делают узлов. Перед началом работы нитку закрепляют на ткани следующими способами: 1-й—нужно сделать несколько мелких стежков в том месте, которое в дальнейшем закроется вы­шивкой; 2-й — сделать один стежок, не вытя­гивая нитки из ткани до конца, оставшийся кончик пришить вторым стежком и отрезать конец нитки, потом это место закрыть вы­шивкой. Заканчивая вышивку, рабочую нит­ку надо пропустить мелкими стежками под рисунок; 3-й—нитку надо сложить вдвое. Сложенные вместе концы продеть в иглу и вывести иголку с изнаночной на лицевую сторону. При этом нитку не вытягивают до конца, и на изнаночной стороне остаётся петля от нитки. Затем иглу опустить на изнаночную сторону рядом с первым проко­лом, протянуть в полученную петлю и затя­нуть. После этого можно начать вышивку.

Виды вышивок

Вышивки делят на счётные (вышивают по ткани, по счёту нитей) и свободные (вышива­ют по контуру рисунка, свободными швами без счёта).

Простые швы. Стебельчатый шов. Используют для выши­вания контурных узоров, стебельков цветов. Шьют им на­зад иголкой, т. е. каждый новый сте­жок делают, отступя назад.

Закрепив нитку и выведя иголку на лицевую сторону, надо набрать на нее 2—4 нитки. Нитку протащить и, отсту­пя, снова вколоть иголку, а затем на­брать на неё такое же количество ниток, как и для первого стежка. Необходимо следить за тем, чтобы все стеж­ки были равны по величине, и выводить иголку при втором, третьем и последующих стежках в середине предыдущего стежка.

Бархатный шов, или «козлик». Этим швом можно отделывать детскую одежду. Представляет собой перекрещивающиеся стежки по лицевой стороне и два параллель­ных ряда по изнаночной. Выполняют на основе отсчёта нитей. Если «козлик» делают в прямой полосе, то на материале намечают две параллельные линии. Расстояние между ними равно ширине полосы. На плотных тканях надо выдернуть 2 нити.

Начинать вышивку следует снизу вверх. Стежки делать от себя, а иголку направлять на себя. Бархатным швом можно также заполнять небольшие цветы и листья при других видах вышивки. Простой шов «козлик» можно украсить, используя нитки другого цвета. Шов этот может быть сделан из ниток 3—4 цветов; цвета должны быть хорошо подобраны.

Сначала выполняют «козлик» нитками од­ного цвета. Стежки 2-го цвета кладут параллельно вплотную к стежкам первого. Затем то же самое повторяют нитками 3-го и 4-го цветов. При этом начало сдвигается влево или вправо.

Тамбурный шов. Этот шов применяют при вышивании некоторых контурных узоров или заполняют им узоры, выполненные стебельчатым швом (небольшие цветочки, колосья). Представляет собой ряд петель одинаковой величины, выходящих одна из другой. Форма и величина цепочек может быть различной.

Закрепить нитку и, выведя её на лицевую сторону, сделать следующее: нитку уложить петлей и, придерживая её большим пальцем свободной руки, ввести иглу на изнаночную сторону в предыдущий прокол. По изнаноч­ной стороне иголка проходит под петлей и выходит на лицевую сторону в середине петли. Получается петля с перехватом пос­редине.

Швы «шнурок» и «велюшка». Этими швами можно отделывать карманы, кокетки платьев. Особенно красиво эта вышивка вы­глядит, когда она сделана из ниток того же материала, на котором выполняется.

На детали, предназначенной для вышивки, надо наметить сетку из ромбов. Сторона ромба 2 — 3 см. Затем по всем линиям сетки сделать шов «вперёд иголку». Стежки и промежутки между ними должны быть оди­наковыми и не превышать 5 мм. Новой ниткой выполнить стежки, вводя иголку под каждый стежок сетки сверху вниз. Таким образом получится шов «шнурок».

Если подводить иголку то сверху, то снизу, получится шов «велюшка». Места пересечения линий можно украсить тамбур­ными петлями или нашить бусины.

Счётные вышивки удобнее выполнять по полотну и другим тканям полотняного пе­реплетения, на которых нетрудно произво­дить отсчёт нитей. Такими швами обычно делают рисунки геометрического характера (с прямыми линиями). Счётные вышивки (большинство старинных народных швов) делят на вышивки по одной ткани и сквозные, или строчевые, выполняемые из ткани, разрежённой путём выдёргивания нитей.

Счётные вышивки по целой ткани: набор, косая стёжка, крест простой, крест двойной, «роспись» (полукрест), счётная гладь и др.

Набор — швом «вперёд иголку» проходят вдоль нитей ткани от одного конца узора до другого, переходя по счёту нитей то на лицевую сторону, то на изнаночную. На изнаночной стороне узор получается обрат­ный тому, который образуется на лицевой стороне.

Косая стёжка вышивается стежками, идущими в косом направлении через 2 гори­зонтальные и 4 вертикальные нити ткани.

Крест. Один из самых распространённых видов вышивки. Он прост и даёт плотный, выпуклый рисунок. Вышивать крестом можно на тканях с равномерным переплетением нитей или по канве. Размер креста и толщи­на ниток для вышивания зависит от толщи­ны ткани. При вышивании необходимо сле­дить за тем, чтобы все верхние лицевые стежки были положены в одном направлении. Вышивка крестом может быть одно­цветной и многоцветной. Одноцветная часто сопровождается обводкой по контуру ниткой другого цвета (традиционное сочетание красного креста с чёрной обводкой).

Вышивать крестом можно тремя способа­ми: 1-й способ — крест с вертикальными стежками на изнаночной стороне. Вышить слева направо весь ряд полукрестами. Затем то же самое сделать в обратном направлении. 2-й способ — крест с горизонтальны­ми стежками на изнаночной стороне. Выши­вать справа налево целиком крест. Затем иголку по изнаночной стороне проводят вле­во и выводят на лицевую сторону на рассто­янии целого креста. 3-й способ — наклонный крест. Вышивать нужно снизу вверх.

«Роспись», или полукрест. Представ­ляет собой двухсторонний шов. Лицевые и изнаночные стежки соединены в одну непре­рывную линию. Стежки этого шва, прямые и косью (диагональные), создают простой и ажурный узор.

Вышивку следует выполнять в 2 хода. 1-й ход—по всему контуру рисунка сделать шов «вперёд иголку»; 2-й ход — сделать шов «вперёд иголку» в обратном направлении, заполняя пропущенные места и делая про­колы в местах проколов первого хода; цифрами показан ход рабочей нитки). Длина прямых стежков должна быть везде одинаковой и не должно быть промежутков между стежками, т. е. не должна быть видна ткань между стежками.

Счётная гладь. Вышивают на основе отсчёта нитей. Поэтому ткань должна быть с равномерным переплетением нитей. Можно использовать и любую другую ткань, но тогда вышивать надо по канве. Нитки для этой вышивки лучше брать толстые, т. к. они лучше ложатся и между стежками не остаётся просветов. Стежки могут быть вер­тикальными, горизонтальными и косыми. Чередование высоты и количества верти­кальных стежков даёт такие узоры, как зубчики и «лесенки», сочетания вертикальных и горизонтальных стежков дают другие узоры.

Вышивать следует слева направо. Вывести иголку на лицевую сторону и сделать стежок вверх. Пройдя по изнаночной стороне, выве­сти иголку чуть правее, выше или на одном уровне с предыдущим проколом. Затем сде­лать новый стежок.

Сквозные счётные вышивки. К ним отно­сятся различные виды мережек — узких строчевых вышивок, которые делают по выдернутым нитям. Все мережки вышивают на пяльцах слева направо катушечными нитками (№№ 40, 50, 60, 80). Мережка при­меняется не только как самостоятельный вид вышивки, но часто дополняет другие виды вышивок. Для первого стежка мереж­ки иголку следует пропустить между нитями будущего столбика и вколоть в материал за 2—3 нити от края мережки. Затем рабочую нитку кладут петлей справа налево, подхва­тывая на иголку 4 нити мережки и затягивая петлю. Чтобы подшить край изде­лия мережкой, необходимо обрезать его ров­но по нитке. Для этого надо выдернуть с края ткани первую цельную нить и по её следу обрезать ткань. Затем определить ши­рину рубца; если ширина его должна быть 2 см, то мережку начинают продёргивать на расстоянии 4,5 см от края, оставляя место для подрубания рубца.

Когда подрубают скатерть или салфетку, то выдёргивают по одной нити на всех четырёх сторонах ткани, для чего иголкой прокалывают в двух противоположных уг­лах скатерти по дырочке, подрезают в точ­ках прокола одну нить утка и основы. Под­резанные нити осторожно натягивают и под­резают их с другого конца в тех местах, где они пересекутся. Затем на всех четырёх сторонах ткани выдёргивают ещё по 3 — 4 нити в зависимости от ширины мережки. Ход рабочей нитки (т. е. нитки, которой шьют) показан на рисунках. К простейшим мережкам относятся: столбик, «жучок», «панка» и сновочные мережки. Пустые квад­раты, получающиеся в местах соединения продольных и поперечных мережек, запол­няют «паучками».

Мережка «столбик». Из тка­ни надо выдернуть 3—4 нити. Рабочую нит­ку закрепить на 2 — 3 нити ниже левого края продёрнутой полосы, вывести её на лицевую сторону и подхватить ею с изнаночной сто­роны 3—4 вертикальные нити. Обвить их один раз справа налево и вколоть иголку с изнаночной на лицевую сторону на 2—3 нити ниже от края мережки для второго стежка.

Мережка «жучок». Сначала сделать мережку столбик. Затем ниткой посредине мережки собрать по 3 столбика уз­лом. Узел делается так: нитка подхватывает 3 столбика (нитка проходит под ними), воз­вращаясь, обвивает их, проходит в образо­вавшуюся петлю и затягивает её. Затем так же подхватывают следующие 3 столбика. Можно подхватывать не по 3, а по 2 столби­ка.

Мережка «панка». В середине широкой мережки надо оставить 3—4 невы-дернутые нити. Первым стежком нитка на­крывает оставленные нити снизу вверх, про­ходит под ними по диагонали вниз, выходит на лицевую сторону (на расстоянии 4—6 нитей от первого стежка) и возвращается к месту начала работы, т. е. проходит справа налево по горизонтали. Затем, идя по диаго­нали вверх, ею затягивают нижний отрезок нити; верхний же отрезок затягивают дви­жением нитки справа налево по диагонали вниз. На основе этой мережки выполняют некоторые другие, более сложные мережки. Нити ткани, расположенные между двумя рядами «панки», переплетают ниткой друго­го цвета. Широкую полосу нитей между 2 рядами можно вышить вертикаль­ными стежками или швом «козлик». Если «панку» делают близко к краю, то она называется подстройкой.

Мережка «полотнянка». Сделав верхний ряд «панки», приступают к выполнению нижнего ряда, одновременно выполняют воздушные петли «полотнянки». Для этого ниткой делают 2 столбика «панки» и движением нитки вверх влево обвивают 2 столбика петлей, затем нитка проходит вверх и делает петлю на верхнем ряду «панки», потом петлю на двух правых стол­биках и снова опускается вниз к месту начала петли. Чтобы перейти к выполнению следующей петли, надо сделать новые четы­ре столбика «панки», двигаясь вправо, и делают её между 4-м и 5-м столбиками.

Мережка настилом. Сначала надо сделать мережку столбик. Затем справа налево проштопывают столбики толстыми нитками.

«Паучок». Натянуть рабочую нитку по диагоналям квадрата, а затем по вертикали и горизонтали, обвить её, при этом последнюю нитку обвивают только до середины. На месте пересечения всех натя­нутых ниток надо сделать узелок. «Паучок» получается от движения нитки по кругу, которая при этом переплетает нитки. Обойдя круг, ниткой захватить последнюю натяну­тую нитку и повернуть назад, переплетая нитки в обратном порядке. Так надо сделать несколько кругов. Сделав последний круг, нитку следует закрепить возле необвитой нитки и обвить её до конца. Края квадратов закрепить плотным петельным или гладь-евым швом.

Строчка-перевить. Основой этого вида вышивки является сетка, на которую нано­сят рисунок. Для подготовки сетки по конту­ру будущего узора выдёргивают одну нитку, по ней пропускают иголкой цветную нитку, считая при этом захватываемые иголкой нити ткани, например 3 на иголку, 3 под иголку. Затем ткань вставляют в пяльцы; поднятые на цветную нитку продольные и поперечные нити ткани подрезают и выдёр­гивают. Затем производят перевивку сетки рабочей ниткой по диагонали — начало вышивки.

Более простые приёмы заполнения сетки: настил-переплетение нитками клеточек в одном направлении.

Штопка (одинарная и двойная). Одинар­ная— заполнение клеточек сетки одним го­ризонтальным и одним вертикальным стеж­ками, причём в каждой клеточке образуется крестик. Двойная выполняется так же, как одинарная, только каждую кле­точку проштопывают двумя настилаемыми нитками вдоль и поперёк. Сначала поверх сетки прокладывают и обвивают на местах пересечения с сеткой один стежок, затем второй параллельно первому и тоже обвивают и т. д. В каждой клеточке сетки получа­ется по 2 вертикальных и 2 горизонтальных стежка.

«Паутинка»—нитка, перевивая сетку, одновременно делает в её клеточках воздуш­ные петли, двигаясь по диагонали то направо вверх, то налево вниз.

Стлань — штопка по неперевитой нитке, создающая впечатление ненарушенной тка­ни. В народной вышивке среднерусской по­лосы сочетается обычно с цветной переви­тью. Фигуры рисунка выполняют стланью. а фон плотно (в несколько раз на каждом столбике) перевивают цветными, преиму­щественно красными, нитками.

Свободные вышивки. Эти виды вышивок всегда выполняют по рисунку, нанесённому на ткань.

Гладь—наиболее известная и часто при­меняемая вышивка по рисунку, она имеет много разновидностей. Ею выполняют расти­тельные орнаменты из цветов и листьев, а также некоторые геометрические орнаменты. Гладью можно вышивать изделия на любых тканях. Она хорошо сочетается с другими видами вышивки: стебельчатым швом, «рококо» и др.

Односторонняя гладь («верхошов», или «владимирский шов»). Такую гладь при­меняют при вышивке крупных раститель­ных орнаментов на подушках, скатертях, дорожках и т. д. Она отличается тем, что стежки ложатся почти целиком на лицевой стороне, сплошь закрывая нужные места узора, на изнаночной захватывают лишь несколько нитей ткани. Вышивают толстыми нитками мулине в пасму (т. е. в 6 ниток) или шерстью. Обычно основной цвет ниток — красный в сочетании с синим, жёлтым, зелё­ным и белым. Стежки «верхошова» кладут не плотно друг к другу, а на небольшом расстоянии. На лицевой стороне получается основной рисунок, а на изнаноч­ной стежки образуют лишь небольшие пере­ходы по контуру рисунка. Листья растений покрывают гладью; стежки кладут косо в двух направлениях от середины ли­ста, начинать надо с острого конца листа. Первый стежок делают длинным от контура к центру. Сначала заполняют одну сторону листа, затем другую—от верх­ней части к нижней. В цветах стежки кладут к центру, серединки обычно заполняют различными сетками.

Для выполнения сетки рабочую нитку сле­дует натянуть от контура одной стороны до контура другой по горизонтали и вертикали. Получаются клетки, места пересечения ни­ток закрепляют и оформляют разными спо­собами: крестиком, стежком.

Бельевую (или выпуклую) белую гладь применяют для вышивания белья, носовых платков, накидок из тонкой ткани. Контур рисунка промётывают швом «вперёд иголку». Под те места, которые должны быть рельефными, делают настил несколь­кими крупными стежками в направлении, противоположном будущим стежкам вышив­ки (например, настил кладут вдоль листка, а гладью шьют поперёк). Узор, вышитый вы­пуклой гладью и стебельчатым швом, обыч­но сочетают с другими видами вышивки: узелками (заполняют части цветков и листь­ев)—вколов в ткань иголку, на неё навивают несколько раз нитку (в зависимости от раз­мера узелка), а затем протягивают нитку через петли, придерживая их большим паль­цем левой руки, закрепляют; ды­рочками, контур которых сначала обшивают швом «вперёд иголку», затем дырочку прокалывают штопальной иглой и обшивают гладьевым валиком; стягами; под-стильной гладью — ткань покрывают с изна­ночной стороны косыми перекрещивающи­мися стежками, с лицевой стороны контур узора выполняют короткими стежками. Подстильную гладь применяют и как самостоятельную вышивку в сочетании со стебельчатым швом.

Атласную гладь вышивают стежками, плотно прилегающими друг к другу, не соп­рикасаясь концами, а заходя друг за друга. Нитки для этой глади — мулине и шёлк. В иголку вдевают только одну нитку. Каждый последующий стежок делают, вкалывая иголку около середины соседнего, отступя немного назад под нитку только что сделан­ного стежка. Все стежки должны идти по жилкам листа.

Русскую гладь выполняют швом «впе­рёд иголку» по прямой нити ткани, иглу пропускают на 5 — 7 мм по лицевой стороне и на 1 мм ткани по изнаночной. Весь узор шьют стежками, идущими в одном направ­лении. Стежок в следующем ряду делают, вкалывая иголку около середины соседнего стежка. Вышивать следует так, чтобы ткань между стежками не была видна. Для этого ряды стежков должны близко прилегать друг к другу (лучше брать нитки слабой крутки). Русской гладью вышивают белыми нитками по кремовой и суровой ткани, а также делают красочные вышивки на по­душках, скатертях и т. п. в сочетании с мелкой сеткой (ажурной или сделанной по ткани). Сетку по ткани вышивают так: от края до края нужного пространства протяги­вают нитки, образующие квадратную сетку, а затем места пересечения ниток прикрепля­ют к ткани мелкими диагональными стежка­ми.

Двухсторонняя цветная гладь. Один из самых простых видов глади. Приме­няют для вышивания мелких и средних форм растительного и геометрического орна­мента, инициалов и эмблем; можно выпол­нять с настилом и без настила. Стежки глади надо выполнять по форме мотива. Можно делать неполную двухстороннюю гладь, тогда заполняют стежками не весь мотив, а лишь проходят по его краям.

Художественная гладь (гладь с «вливанием»). Такой гладью можно выши­вать не только растительные орнаменты, но и небольшие пейзажи. При этой вышивке несколько тонов одного цвета постепенно и равномерно переходят один в другой. Для этого стежки первого цвета надо делать разной длины. Затем стежками второго тона продолжать вышивку, эти стежки надо де­лать также разной длины и заполнять посте­пенно промежутки, получившиеся от разницы длины стежков первого тона. Они даже слегка закрывают первые стежки, что созда­ёт впечатление плавного перехода тонов.

Прорезная гладь. Применяют при от­делке постельного белья и одежды— платьев, блузок. Представляет собой ажур­ный, упрощённый растительный орнамент. Выполняют так же, как дырочки в бельевой глади, с той лишь разницей, что форма мотива может быть не только круглой. Гладьевой валик вокруг мотива как бы напо­минает его форму.

«Рококо». Такой вышивкой вы­полняют только растительные орнаменты. Выпуклой формой эта вышивка дополняет гладкое полотно, придавая ему рельефность. Для вышивки можно применять мулине, шерстяные и синтетические нитки. Иголка должна быть толстой с маленьким ушком. «Рококо» следует сочетать с другими видами вышивки.

Выполняют следующим образом: нитку надо закрепить на изнаночной стороне и иголку вывести на лицевой. Затем вколоть иголку в полотно и намотать на конец игол­ки нитку. Иголку следует протащить через намотанные нитки, придерживая их паль­цем. Снова вколоть иголку в полотно, прота­щить её на изнаночную сторону. Величина вышивки зависит от количества оборотов нитки вокруг иголки.

Шов «вприкреп», или вышивка шнуром. Используется для офор­мления одежды. Выполняют шнуром, скру­ченным из ниток (шерсти, полушерсти с добавлением люрекса) или из готовых шну­ров. Шнур может также быть связан крюч­ком. Толщина и вид шнура зависят от назначения изделия, на котором будет вы­полняться вышивка. Для нарядной одежды делают толстым, рельефным. Рисунок более крупный, растительный и геометрический, могут быть инициалы или эмблема. Допол­няется аппликацией из кожи, замши.

Выполняют этот шов следующим образом: скрученный шнур надо уложить по нанесён­ному рисунку и прикрепить нитками в цвет потайным швом или швом, показанным на рисунке.

Ришелье. Используется для отделки постельного белья, салфеток, доро­жек, носовых платков, одежды. Контур ри­сунка обрабатывают швом «вперёд иголку» один или несколько раз. Одновременно с этим делают перемычки (бриды) между ча­стями узора. Их можно делать 3 способами: обвивать, обшивать петельным швом или Гобеленовый шов вышивают на хол­сте, рогожке, канве. Этим швом (его лучше выполнять шерстью или толстым кручёным шёлком) изделие обычно зашивают целиком. Различают прямой и косой швы. Прямой — вышивают горизонтальными рядами слева направо или справа налево. Высота стежка от 2 до 4 нитей ткани. Между стежками — 1 нить. Часто его делают по проложенной под ряд стежков нитке. Ко­сой — вышивают слева направо через 2 нити ткани в высоту и через 1 нить ткани в ширину.








Нашли ошибки в тексте? - выделите участок текста, где вы считаете находится ошибка (лучше выделить целиком фразу), нажмите на клавиатуре одновременно клавиши Ctrl и Enter и во всплывающем окне укажите ваш вариант правильного написания, либо пояснение.
148
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...