Детское питание

Детское питание

Правильное питание ребенка с первых месяцев жизни оказывает большое влияние на его рост, развитие и здоровье. Разработка правильного питания детей основана на принципах сбалансированного питания, которые дают возможность сформулировать научно обоснованные требования к качеству продуктов детского питания и определить количественные потребности в каждом из них.

Пища детей раннего возраста. Методы обработки пищи для детей, особенно грудного возраста, значительно отличаются от методов приготовления пищи для взрослых. Это объясняется особым состоянием желудочно-кишечного тракта и своеобразием пищеварения детей. Слюнные железы начинают функционировать с момента рождения ребенка, но в первые месяцы количество выделяемой слюны очень незначительно, поэтому пища, попадающая в ротовую полость, слюной не смачивается. Примерно с четвертого месяца слюноотделение значительно усиливается, выделяются ферменты, расщепляющие сахара, но количество их гораздо меньше и активность ниже, чем у взрослого человека.

Клетки слизистой оболочки желудка ребенка вырабатывают не только соляную кислоту, но и сычужный фермент, который свертывает белки. Белки в желудке ребенка перевариваются частично, так как там образуется фермент пепсин.

Организм ребенка может усваивать только предварительно эмульгированные жиры, поскольку фермента липазы, расщепляющего жиры, у детей раннего возраста образуется очень мало. При естественном вскармливании женским молоком жир расщепляется значительно активнее, так как с молоком матери ребенок получает значительное количество липазы. С возрастом количество и активность липазы увеличиваются, но все же в рацион ребенка первого года жизни приходится включать только легкопереваримые эмульгированные жиры —ведь созревание клеток печени ребенка не закончено и продуцирование желчи, а следовательно и желчных кислот, облегчающих усвоение жиров, значительно понижено.

Желудок ребенка в возрасте до 1 года также имеет значительные физиологические особенности. Слизистая оболочка развита хорошо, но мышечный слой стенки и дна желудка — недостаточно. Емкость его небольшая и только к году достигает 250 мл. В связи с этим ребенка необходимо кормить небольшими порциями легкопереваримой нежной пищи, не требующей значительной работы желудка. Пища детей раннего возраста должна отличаться пониженным количеством клеточных оболочек, содержащихся в продуктах растительного происхождения.

В кишечнике ребенка имеются все пищеварительные ферменты, характерные для взрослого организма, но активность их гораздо ниже, она повышается постепенно, с возрастом.

Молоко и молочные продукты. Наиболее приспособленным к особенностям пищеварения детей первого года жизни является женское молоко. Оно содержит все необходимые для ребенка пищевые вещества в оптимальных соотношениях и по праву считается идеальной пищей младенца. Поэтому при наличии у матери достаточного количества молока ребенка в первые месяцы жизни кормят только женским молоком (так называемое естественное вскармливание). Но иногда у матерей не хватает или вообще не бывает молока и тогда приходится использовать молоко различных сельскохозяйственных животных, главным образом коровье. Коровье молоко по содержанию основных пищевых веществ (белков, жиров, углеводов) отличается от женского. В нем содержится почти в 3 раза больше белков (2,8—3,5 против 1,0—1,25%) и в 2 раза меньше углеводов (3,5—4,7 против 6,5—7%). Для приближения его к женскому используют наиболее простой способ — разбавляют молоко водой или крупяными отварами ('/3 отвара или воды и 2/3 молока) с добавлением сахарного сиропа. Крупяной отвар готовят из рисовой или овсяной крупы путем длительного (2—2,5 ч) разваривания в воде (1 часть крупы на 10 частей воды) и последующего фильтрования отвара через марлю. Полученные смеси называют В-рис или В-овес. Гото вят их на молочных кухнях или в домашних условиях.

Значительно облегчает и ускоряет приготовление В-смесей использование специальной муки для детского и диетического питания и толокна. В этом случае отвар готовят в течение 3—5 мин (разводят муку водой и кипятят).

Пищеконцентратная промышленность выпускает сухие молочные В-смеси, которые, по существу, являются готовыми к употреблению продуктами и требуют лишь добавления воды и кипячения в течение 3 мин. Однако по составу они недостаточно приближены к женскому молоку.

Специальные сухие молочные смеси «М а л ю т к а» и «М алы ш», которые в наибольшей степени приближены по составу и усвояемости к женскому молоку. Смеси являются готовыми к употреблению продуктами и выдерживают хранение в течение 8 месяцев. Их можно использовать для кормления детей после добавления воды и кипячения в течение 3 мин.

Смесь «Малютка» предназначена для детей, начиная с рождения до 2—3-месячного возраста, а также для недоношенных детей. Смесь «Малыш» применяется для вскармливания детей после 2—3-месячного возраста. Они равноценны по химическому составу и отличаются лишь по углеводной части: в смесь «Малютка» добавляется декстрин-мальтоза, а в смесь «Малыш» вместо декстрин-мальтозы — рисовая, овсяная или гречневая мука для детского и диетического питания.

Кроме сладких смесей в питании ребенка первого года жизни широко используют кислый продукт В-кефир, который готовят на молочных кухнях путем разбавления кефира рисовым или овсяным отваром и добавления сахарного сиропа. В-кефир по составу мало отличается от сладких В-смесей, но в нем содержится много молочной кислоты, которая способствует лучшему пищеварению.

Еще более интересными в отношении действия на пище¬варение являются ацидофильные продукты. Они благоприятно действуют на микрофлору кишечника ребенка благодаря высокому содержанию молочной кислоты и сильному бактерицидному действию содержащихся в них ацидофильных палочек на микроорганизмы, вызывающие у детей расстройства пищеварения.

Разработаны ацидофильные молочные смеси «М а л ю т к а» и «М алы ш», рекомендуемые для профилактики и лечения желудочно-кишечных заболеваний у детей первого года жизни, а также для вскармливания недоношенных детей. По составу они почти не отличаются от аналогичных сладких молочных смесей и в той же мере приближены к женскому молоку. Выпускаются эти смеси как в жидком, так и в сухом виде (последние создают особые удобства при необходимости длительного хранения их).

Наличие различных смесей позволяет легко организовать правильное вскармливание ребенка при недостатке молока у матери (смешанное вскармливание) или при полном его отсутствии (искусственное вскармливание).

Начиная с 4—6-месячного возраста, ассортимент необходимых ребенку продуктов должен расширяться. Дети охотно едят молочные каши — манную, овсяную, гречневую, рисовую, которые на первом году жизни им обязательно надо измельчать. Для приготовления измельченной каши в домашних условиях применяют длительное разваривание крупы в воде с последующим протиранием, поэтому каши называют протертыми. Крупу (рисовую, овсяную, гречневую) разваривают в течение 2—3 ч в пятикратном количестве воды и протирают через сито вместе с отваром. При этом полностью протереть многие крупы не удается, и это приводит к потерям остающихся на сите частиц, которые приходится выбрасывать.

Но можно использовать и готовые к употреблению сухие молочные каши, которые по составу почти не отличаются от жидких, но могут храниться в течение 6 месяцев. Их надо лишь развести соответствующим количеством теплой воды и прокипятить в течение 3—5 мин.

Более полноценными по составу являются сухие молочные каши «Малыш», обогащенные витаминами А, Д, Е, витаминами группы В и С и, кроме того, имеющие полноценный жирнокислотный состав в результате обогащения молочного жира незаменимыми жирными кислотами. Они готовятся так же быстро, как и обычные сухие молочные каши, и хранятся в сухом виде в течение 8 месяцев.

Начиная с 3—4 месяцев детям начинают давать творог 20%-ной жирности, который они хорошо усваивают. Однако, учитывая необходимость обогащения молочного жира в твороге незаменимыми жирными кислотами, рекомендуется использовать творог «Здоровье», который применяют не только в детском, но и в диетическом питании. Он отличается от обычного творога в несколько раз большим содержанием незаменимой линолевой кислоты. Детям, которые плохо переносят кислый творог, можно давать пресный диетический.

Если ребенок нуждается в повышенном количестве жиров, можно рекомендовать сметану «Д е т с к а я». Она также обогащена незаменимыми жирными кислотами и, кроме того, благоприятно влияет на микрофлору кишечника ребенка (в закваску добавлена ацидофильная палочка).

Овощные и фруктово-ягодные продукты. Кроме молочных продуктов большое значение в питании детей раннего возраста имеют овощи, фрукты и ягоды. Обладая приятным вкусом, они являются важнейшими источниками витаминов, органических кислот, минеральных солей, в том числе некоторых микроэлементов. Фруктовые и овощные соки и пюре начинают давать детям уже с 1 —2 месячного возраста. В тех случаях, когда количество свежих фруктов ограничено, оправданным является использование консервов. Целесообразность их использования связана с тем, что ребенок первых месяцев жизни нуждается, как уже говорилось, в очень тонком измельчении пищи (гомогенизация — частицы пюре имеют размеры в среднем 150 микрон), получить которую в домашних условиях практически невозможно. Кроме того, они необходимы в некоторых отдаленных районах страны, куда доставка свежих продуктов затруднена. Эти консервы незаменимы в зимне-весенний период года, когда витаминная ценность свежих фруктов и овощей в значительной степени снижается. И наконец детские консервы сокращают сроки приготовления пищи, способствуют обеспечению правильного питания ребенка.

Современные методы производства консервов позволяют создавать продукты, в значительной степени сохраняющие свою химическую и биологическую ценность, а в ряде случаев и обогащенные ценными пищевыми веществами — витаминами, дефицитными солями и т. п.

В первые месяцы жизни предпочтительнее давать ребенку соки и пюре сладкого вкуса, содержащие большое количество витаминов, и комбинированные соки и пюре, предусматривающие сочетание менее богатых витаминами продуктов с витаминоносителями (экстракт шиповника, черная смородина и др.).

Кроме мяса в рацион детей старше 6-месячного возраста можно вводить рыбу без костей (для чего используют филе), а также морских беспозвоночных — кальмары, гребешки, креветки в виде пюре. Но приготовление их в домашних условиях — процесс трудоемкий, поэтому из рыбы готовят консервированные пюре также в гомогенизированном, пюреобразном и крупноизмельченном виде.

В настоящее время разработано уже более 20 видов осветленных соков и 15 видов соков с мякотью, а также более 25 видов фруктовых и овощных пюре. Эти продукты очень удобны в употреблении, так как могут храниться без порчи в течение 3 лет.

Ассортимент продуктов постепенно расширяется. Дети старше 6 месяцев уже не нуждаются в очень тонком измельчении продуктов (гомогенизация). Для улучшения условий пищеварения (стимуляция перистальтики и отделения слюны) им необходимо давать вначале протертые пюре (величина частиц 0,8—1,5 мм), а после 9— 12 месяцев — крупноизмельченные.

Мясные и рыбные продукты. В рацион ребенка после 6-месячного возраста необходимо включать продукты из мяса и рыбы, так как они являются богатыми источниками незаменимых аминокислот в оптимальных соотношениях. Кроме того, эти продукты богаты минеральными веществами, а также витаминами группы В. Пищевая ценность такого продукта, как печень, определяется еще и значительным содержанием железа.

В детском питании лучше всего использовать молодую говядину и телятину (в них содержится мало соединительной ткани, которая плохо усваивается детьми), а также печень, языки говяжьи.

Говяжий жир плохо усваивается детьми, поэтому его следует удалять и добавлять либо смесь сливочного масла с растительным (75% молочного жира и 25% дезодорированного рафинированного растительного масла), либо диетическое сливочное масло, в состав которого входит 25% растительного масла.

Из птицы для детей раннего возраста используют мясо цыплят-бройлеров и индюшат — нежирное, очень нежное легкоусвояемое мясо. В отличие от говяжьего куриный и индюшиный жиры легко усваиваются детьми, поэтому их можно не удалять.

Приготовление тонкоизмельченных пюре из мяса в домашних условиях представляет большие трудности. Необходимо мясо сварить до полной готовности (2— 3 ч), затем измельчить сначала на мясорубке, а потом протереть через сито или обработать на миксере. Гораздо проще использовать готовые консервированные мясные пюре. С учетом особенностей питания детей первого года жизни, предусмотрено изготовление мясных консервов трех степеней измельчения; гомогенизированные — для детей 6 - 7 месячного возраста и диетического питания, пюреобразные - для детей 7 - 9 месячного возраста, крупноизмельченные - для детей старше 10 - 12 месячного возраста.

Пища детей раннего, дошкольного и школьного возраста. Особенности питания детей раннего, дошкольного и школьного возраста (от 1 до 17 лет) связаны с быстротекущими процессами биологического созревания различных систем организма. Постепенно дети переходят на пищу, близкую к пище взрослых. Это выражается в расширении набора продуктов и изменении способов их приготовления.

Молоко и молочные изделия. Как видно из представленного примерного набора продуктов, молоко и молочные изделия в питании детей старше 1 года остаются одними из основных продуктов питания. Это и понятно: молоко является высокопитательным, легкоусвояемым продуктом; в нем содержатся полноценные белки, жиры и наиболее важные для растущего организма витамины и минеральные вещества.

Кисломолочные продукты не только сохраняют полезные свойства молока, но и содержат молочную кислоту и микроорганизмы, препятствующие развитию гнилостных микробов в кишечнике.

Следует иметь в виду, что кроме различных видов натурального молока и кисломолочных продуктов в случае их отсутствия можно использовать сухое или сгущенное молоко. Для детей от 1 года до 3 лет особую ценность может представлять витаминизированное мо¬локо, обогащенное витаминами А и Д. По мере роста ребенка опасность заболевания рахитом уменьшается и поэтому потребность в таком молоке снижается. Дети от 1 до 3 лет должны употреблять в день 650 г молока, в возрасте 3—4 лет — 600 г, 5—6 лет — 550 г. а с 7-летнего возраста — 500 г.

Ценным продуктом питания является творог, в котором содержится большое количество белка, богатого незаменимыми аминокислотами в сбалансированном соотношении. Для детей всех возрастов наиболее полезен творог «3 д о р о в ь е». отличающийся оптимальным жирнокислотным составом. Дети до 7 лет должны съедать в день 40 г творога, дети более старшего возраста 45— 50 г.

Из молочных изделий, богатых жиром, можно рекомендовать сливки и сметану, лучше «Д е т с к у ю», которая отличается сбалансированным жирнокислотным составом (кроме того, в закваску вводят ацидофильные палочки, обладающие бактерицидным действием).

Детям 1 —1,5 лет можно давать только 5 г сметаны в день, от 1,5 до 4 лет — 10 г, а с 5-летнего возраста — 15 г. С 1 —1,5 лет разрешается употреблять неострые и не пряные сыры. Особенно хорош диетический плавленый сыр, имеющий сбалансированный жирнокислотный состав. Маленьким детям (до 4 лет) дают небольшой кусочек сыра — 5 г, детям старше 5 лет — 10 г. Острые и пряные сыры допускаются только в рационе детей старшего школьного возраста, дневная норма сыра для школьников 14—17 лет — 15 г.

Мясо и мясопродукты. По мере роста ребенка количество мяса в рационе возрастает. Дети от 1 до 1,5 лет могут съедать в день 50 г мяса, от 1.5 до 3 лет — 70 г, от 3 до 4 лет — 100 г, от 5 до 6 лет — 120 г.

Из мясных изделий для детей дошкольного возраста можно рекомендовать молочные сосиски, вареную колбасу. Менее пригодны для питания детей жирная свинина и баранина, а также утиное и гусиное мясо.

Начиная со школьного возраста, набор мясных изделий может быть существенно расширен. При необходимости мясо можно частично заменить консервами и колбасными изделиями. В этом случае особенно полезны детям диетические мясные консервы и диетическая колбаса. Суточная норма мяса для школьников 7—10 лет — 140 г, 11 —13 лет — 175 г. а старше 14 лет — 220 г.

Рыба и рыбные изделия. Биологическая ценность рыбы определяется главным образом высоким содержанием белков, которые по составу и соотношению незаменимых аминокислот не уступают белкам мяса. Белки рыбы, кроме того, легче перевариваются и усваиваются организмом, чем белки мяса. Большинство рыб содержит небольшое количество жира, но в нем много витамина А и незаменимых жирных кислот, поэтому рыба полезна детям.

Многие виды морских рыб имеют хороший минеральный состав и содержат много йода, которого в детских рационах не хватает. Особое внимание следует обратить на использование в питании детей очень полезных морских беспозвоночных животных (морские гребешки, кальмары, креветки, мидии и др.), которые до настоящего времени недостаточно применялись в детском питании.

Потребление рыбы должно быть дифференцировано в зависимости от вида рыбы и рыбных продуктов. Для детей раннего и дошкольного возраста опасно использовать рыбу с костями, рыбное блюдо для них лучше готовить из филе или специализированных консервов. Широкое использование соленой и копченой рыбы в питании детей этого возраста нежелательно.

В рационе детей 1—3 лет рыбы должно быть очень немного — 20—25 г, у детей 3—6 лет 30—40 г. Начиная со школьного возраста, количество рыбы в рационе уве¬личивается до 40—60 г.

Яйца и яичные продукты. Эти продукты являются очень ценным дополнением в питании детей. Аминокислотный состав белков яйца наиболее близок к оптимальному. Желток яйца не только отличается хорошим аминокислотным составом, но и содержит большое количество ценного жира, фосфатидов, легкоусвояемого кальция, фосфора и железа, а также витаминов А, Е, Д, Таким об¬разом, яйца можно считать концентрированным источником пищевых веществ, особенно ценных для растущего организма ребенка. Обычно маленькие дети должны получать в день примерно \1/2 яйца, а школьники 1 -яйцо.

Хлеб и хлебобулочные изделия. В хлебе содержится довольно большое количество белков, которые в сочетании с белками таких продуктов, как молоко, мясо, рыба, дают возможность составить полноценный рацион ребенка. В хлебе много минеральных веществ и витаминов группы В.

По мере роста ребенка количество хлеба в рационе повышается.

Рекомендуется использовать более ценные для детей специализированные хлебобулочные изделия (булочка «О к т я б р е н о к», булочки, батоны и хлеб «ш к о л ь н ы е» и др.), которые обогащены обезжиренным молоком (булочка «Октябренок») или молочным белком для детского и диетического питания (булочки и батоны «школьные»), или белково-минеральным обогатителем, отличающимся повышенным количеством не только белка, но и железа (столовый «школьный» и др.).

Крупы и бобовые. При выборе круп необходимо учитывать, что для детей раннего возраста больше подходят манная, рисовая, гречневая и овсяная крупы. В питании школьников ассортимент круп следует значительно расширить, дополнив его пшеном, перловой и ячневой крупами, кукурузой, а также бобовыми, особенно горохом. Кроме обычных видов круп надо использовать специализированные крупяные изделия: крупы «Здоровье» и «Пионерская». Это крупы повышенной биологической ценности, получаемые комбинированием нескольких видов злаковых с добавлением обогатителей.

Суточная норма крупы для детей дошкольного возраста 20—25 г, для школьников 30—35 г.

Жиры. В рациональном питании детей всех возрастов из жировых продуктов наибольшее применение находит молочный жир, структура которого способствует более легкому его перевариванию и полному усвоению. Очень большое значение имеют и растительные жиры. Дети в возрасте 1 —3 лет должны получать 2—3 г растительного масла в день, в возрасте 3—6 лет 5—7 г, а школьники — 10—15 г.

Маленькие дети (от 1 года до 3 лет) в день должны получать 15 г сливочного масла, дети 3—6 лет 20—25 г, а в питании школьников сливочное масло и другие животные жиры должны составлять 25—30 г.

Овощи. Большое значение в питании детей всех возрастов имеют овощи, которые являются важнейшими источниками витаминов, минеральных веществ, углеводов, клеточных оболочек, необходимых для нормального функционирования кишечника. Однако выбор овощей для ребенка того или иного возраста зависит от степени соответствия их особенностям пищеварения каждой возрастной категории детей.

Особое место занимает картофель как важный источник энергии и витамина С — это любимый продукт детей всех возрастов. Дети раннего возраста должны получать в день 100—120 г картофеля, дошкольники — до 150 г, а дети школьного возраста 200—275 г. В питании маленьких детей кроме картофеля применяются овощи, содержащие мало клеточных оболочек — морковь, цветная капуста, кабачки, томаты, салат, шпинат и др.

Недостаток овощей в питании детей, особенно зимой и ранней весной, является одной из причин снижения общей сопротивляемости организма простудным и инфекционным заболеваниям. Поэтому надо шире использовать в первые месяцы весны зеленый лук, салат, редис и другие ранние овощи, консервированные и замороженные фрукты и овощи, а также диетические овощные консервы.

Следует иметь в виду, что такие овощи, как лук, чеснок, редис, редька, неприемлемы в питании детей раннего возраста.

Самые маленькие дети должны съедать в день 150— 200 г овощей, дети 3—6 лет 225—250 г, а школьники 325—350 г.

Фрукты и ягоды. Это важнейшие источники витаминов С и Р, органических кислот, минеральных солей, некоторых микроэлементов, поэтому они, как и овощи, являются обязательной составной частью рациона ребенка. В случаях недостатка свежих фруктов и ягод можно использовать консервированные, замороженные продукты или сухофрукты. Различные консервированные соки можно давать детям с самого раннего возраста. В питании детей 1—1,5 лет применяют крупноизмельченные детские консервы, детям старше 1,5 лет уже можно давать различные виды фруктовых и овощных консервов кусочками.

В питании детей дошкольного и школьного возраста можно широко использовать фруктовые и ягодные консервированные компоты.

В рационе дошкольников должно быть не менее 150— 250 г фруктов и ягод или консервированных продуктов, школьников — не менее 250—500 г.

Приправы и пряности. Каждая мать должна знать, можно ли и как использовать в питании детей вкусовые вещества и пряности.

Поваренная соль является необходимой составной частью пищи ребенка, однако, норма ее должна быть гораздо меньшей (особенно в пище детей дошкольного возраста), чем для взрослого здорового человека. Дети от 1 до 3 лет должны получать 1,5—2 г соли в день, от 3 до 6 лет — 3—6 г, школьники — 6—9 г в зависимости от возраста.

Различные пряности (перец, лавровый лист и др.) следует вводить в пищу ребенка в ограниченном количестве, причем допустимы они только для детей старшего школьного возраста.

Чай, кофе, какао. Широкое распространение в питании детей имеют такие напитки, как чай, кофе, какао. Необходимо иметь в виду, что дети раннего и дошкольного возраста должны употреблять только чай (0,2 г в день), причем в раннем возрасте — только слабый чай (0,1 г в день).

Кофе и какао из-за сильного возбуждающего эффекта не рекомендуется использовать в питании дошкольников.

Сладости. Дети очень любят сладости и сладкие блюда, и они им необходимы. Однако надо учитывать, что лучше всего давать детям печенье и кондитерские изделия с фруктовыми добавками (натуральный мармелад, зефир, пастила), а также конфеты, приготовленные с добавлением молока (ирис, «Коровка» и т. п.).

Не следует приучать ребенка к шоколаду, так как в нем содержатся вещества, оказывающие сильное возбуждающее действие.

Дети раннего возраста (1—1,5 лет) должны получать не более 40 г сахара и кондитерских изделий в день, дети 1,5—6 лет — 60 г, школьники — 70—100 г.

Общие правила питания ребенка. Приготовление пищи для детей старше 1 года уже не требует специальных технологических приемов, как это делается для детей самого раннего возраста (до 1 года). Необязательно готовить ребенку в возрасте от 1 до 3 лет все блюда отдельно. Ему можно дать часть супа от общего стола, кусочек мяса супового или рыбного филе..

Детям от 1,5 до 7 лет не следует давать больше 250 мл супа (1 стакан), норма супа для школьников 500 мл (2 стакана).

Для детей от 3 до 5 лет и от 5 до 7 лет пищу готовят по одному и тому же меню. Учитывая, что дети старше 5 лет получают больше пищевых продуктов соответственно увеличивают объем первого и второго блюда в завтрак и обед.

Большое значение имеет правильный режим питания ребенка.

Дети дошкольного возраста должны получать пищу 4 раза в день.

Распределять ее надо следующим образом: завтрак — 20—25% суточного рациона, обед — 40—45%, полдник — 10%, ужин — 20—30%.

Блюда мясные, рыбные, из бобовых лучше всего давать в первой половине дня, на завтрак и обед, вечером целесообразнее использовать молочно крупяные блюда.

Меню ребенка должно быть разнообразным, нельзя допускать изо дня в день повторения одних и тех же блюд — это приведет к снижению аппетита и ухудшению усвоения пищи.

Нашли ошибки в тексте? - выделите участок текста, где вы считаете находится ошибка (лучше выделить целиком фразу), нажмите на клавиатуре одновременно клавиши Ctrl и Enter и во всплывающем окне укажите ваш вариант правильного написания, либо пояснение.
86
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...